Акроним

© 2006–2010

Главная страница / Клуб интересов / Дизайн /

Пре-манифест альтернативного дизайна

Начну с того, что с определением, что есть альтернативный дизайн, я так и не разобрался.

Вообще, понятие «альтернативный дизайн» взято с потолка для того, чтобы как-то отделить его от обычного дизайна. Поскольку так и не ясно, что чем является, все же очевидно, что чем-то они отличаются.

Showme

На сайте студии Лебедева частенько появляются альтернативные штучки в рубриках «Мозг» и «Понос». Однако, не все работы из этих рубрик можно отнести к альтернативному дизайну.

Вилкус и Пультиус

Мне лично, очень нравится «Вилкус» и «Пультиус», хорошо представляющих альтернативный промышленный дизайн.

Дизайнеры из компании «Турбомилк» тоже любят побаловаться альтернативным дизайном.

Персонажи игры Pac-Man в старости

Персонажи игры Pac-Man в старости.

Многие дизайнеры, возможно, того не осознавая, вливаются в еще не сформировавшееся течение альтернативного дизайна.

Логотипы

Работа пользователя ЖЖ belenkov, логотипы (мы их называем фальш-брендами).

Конечно, не обошло стороной это явление и нас. Иначе бы и статьи этой не было. Примеры альтернативного дизайна можно найти на нашем сайте в «ненайденном» разделе ЧОЧ:

ЧОЧ

Не все из того, что размещается в ЧОЧе, можно назвать «альтернативой», но концентрация ее там велика.

Ну как-то так

Все это можно было бы отнести к некоммерческому дизайну, да только понятие некоммерческого дизайна слишком расплывчато.

Я бы сказал, что некоммерческий дизайн — то, что сделано не на заказ, то есть не под чью-то конкретную потребность.

В какой-то степени, «альтернативный» можно назвать «антикоммерческим» дизайном.

Карикатуру также нельзя относить к альтернативному дизайну, так как это иллюстрация, то есть, не совсем дизайн. Кроме того, не всю сатиру в дизайне можно причислить к альтернативе.

Альтернативный дизайн должен быть, в первую очередь, дизайном.

В большей части того, что можно назвать альтернативным, используется абсурдистский подход, всякие мистификации или пародии на существующие популярные работы.

Например, фальш-бренды, то есть несуществующие бренды — это логотипы, названия и концепции продуктов, которые сатиричны или абсурдны. Несмотря на то, что с точки зрения стиля, они в контексте времени, фальш-бренды все равно никогда не будут применяться в реальности.

Такие работы ничего не стоят и, как правило, выкладываются под свободными лицензиями.

За надом

Альтернативный дизайн не преследует цель сделать что-то лучше и привлекательнее, а значит, это уже больше искусство, чем дизайн. И как любое искусство, это — самовыражение.

Причины возникновения альтернативного дизайна не совсем ясны: то ли это усталость от мейнстрима, то ли желание заниматься свободным творчеством в рамках дизайна. А возможно, это и то, и другое.

Профессиональный дизайнер занимается коммерческим дизайном, но в нем, часто, недостаточно пространства для самовыражения. Дизайнеру очень тяжело стать художником — требования в изобразительном искусстве совсем другие. В итоге, художественные работы дизайнеров получаются какими-то средними, ни туда, ни сюда.

С другой стороны, мейнстрим задает основные тенденции, ставит рамки дизайнерам. А любое новое направление должно сломать старые рамки и стереотипы. Отсюда и тенденции в альтернативном дизайне: пародии, абсурд, стёб, мистификации и антикоммерция.

Альтернативное направление в музыке появилось в 1960-х годах, как оппозиция тогдашнему мейнстриму, некоммерческая и свободная музыка. Конечно, к концу 1980-х, альтернативная музыка все-таки стала коммерческой и мейнстримовой.

Будущее

Кто знает, возможно, как и альтернативная музыка, альтернативный дизайн станет мейнстримом. Ведь, уже сегодня некоторые элементы проникают в мейнстрим.

Пусть будет — прикольно же.

Написал Сергей Буевич, 8 декабря 2009